ЛЮДИ

СТРАНА СИБИРЬ. И. Карпенко.

…..

ИСТОРИЯ СИБИРСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Новосибирск – город молодой. Годом его основания считается 1893-й, а городской статус он получил в 1903-м. То, что сегодня стало крупнейшим промышленным центром, огромным мегаполисом, третьим – после Москвы и Петербурга – городом России, чуть больше 100 лет назад было маленьким поселением у железнодорожного моста через полноводную Обь, на одном из самых важных участков Транссибирской магистрали.

Мост в Новосибирске – тоже «самый». Считается, что это самый длинный метромост в мире. Правда, он уже «преемник» того старого, ныне разобранного моста Транссиба, построенного в 1898 году, у которого начинался когда-то Новосибирск. Горожане с гордостью показывают «кусочек» первого моста: последний пролет остался – его, как памятник, возвели на колонны.

Городок мостостроителей, со временем ставший столицей Сибири, до революции являлся географическим центром Российской империи (этот «пуп России» на длиннющем Красном проспекте Новосибирска украшен часовней). Именовали городок по-разному. Но, как правило, в названии всегда фигурировало слово «новый»: Новая деревня, Новый поселок, Новониколаевск… Наконец, с 1925 года – Новосибирск.

Евреи появились в Новосибирске сразу – в конце ХIХ – начале ХХ века. Правда, неподалеку находился другой городок, современниками прозванный «сибирским Йерушалаимом». Публикации на тему еврейской истории Куйбышева, до 1935 года называвшегося Каинском, в местной прессе появились совсем недавно. А между тем некогда в этих краях он считался самым крупным еврейским поселением.

Валерий Понырко – историк и педагог (он учительствует в новосибирском лицее «Ор Авнер») – рассказывает:

– Окружной городок Томской губернии Каинск находился в 13 километрах от станции Барабинск на старом Сибирском тракте. Евреи селились в Каинске начиная с XVIII века. В основном это были ссыльные, а также кантонисты. В дневнике графа Сперанского есть пометка за 1820 год: «Каинск – маленький городок, ныне только в план приведенный. Множество жидов и цыган».

Со временем основным занятием евреев Каинска стало предпринимательство, а основным «еврейским контингентом» – купцы, торговцы сибирской пушниной. Со второй половины XIX века здесь существовала мощная община, появились молельные дома, а в 1890-х годах – двухэтажная деревянная синагога. Ну и, конечно же, еврейская школа, кладбище и иные «составляющие» еврейского бытия, где бы оно ни протекало.

ХУТОР АБРАМОВИЧА

Ирина Сальникова заведует сектором музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Она крупный специалист по истории евреев Сибири, автор многочисленных работ, постоянный участник ежегодных конференций «Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока».

На основе своих архивных изысканий Ирина Сальникова определила количественный состав и профессиональные приоритеты иудеев, проживавших в городах Томской губернии (Каинске, Колывани – бывшей деревне Чаусская) и Новониколаевске, прояснила роль, которую играло еврейское население в экономической и общественной жизни сибирской провинции. Она обнаружила, что в Новониколаевском округе, в селе Каргат в 1920-х годах была зарегистрирована еврейская община, а в «Списке населенных мест Сибирского края» нашла Хутор Абрамовича и Хутор Гершовича.

Согласно архивным документам, в Колывани евреи жили и вели торговую деятельность начиная с 1866 года. По контрактам колыванских купцов можно проследить географию их экономических интересов – Томск, Ишим, Иркутск… Архивные данные позволяют судить и о местонахождении синагоги в Колывани: она располагалась рядом с домом Моисея Абрамовича Рубиновича.

Что же касается Новониколаевска, ставшего впоследствии Новосибирском, то его экономический взлет начался только в ХХ веке. Новый сибирский город привлек большое число предпринимателей, в том числе евреев. «Если в архивах за 1904 год от евреев было только два заявления на аренду, то в последующие годы они исчисляются уже десятками. Многие фамилии позже повторяются в документах на частное строительство», – рассказывает Сальникова.

Создаются торговые и промышленные компании: так, есть документы, касающиеся «Русского для внешней торговли банка», по которым на «четырех участках по 250 сажен» сначала фигурировал новониколаевец Арон Юселевич Каган, а затем – житель Ораниенбаума Рудольф Самуилович Шалль. Земли Рейхзелингман и Фуксман отошли компании товарищества «Прогресс», на территории Берты Ароновны Воленберг в 1907 году было зарегистрировано «Управление Томского банка»…

Договор № 33 от 5 марта 1908 г. от мещанина г. Колывани Гирш Исаевич Розенфельд. Взял в арендное содержание 118 квадратных аршин <…> В Новониколаевске на Ново-базарной площади в квартале 29, место 6 <…> для устройства торгового помещения под хлеботорговлю и бакалейную торговлю.

Архивные материалы свидетельствуют, что еврейское население Новониколаевска пополнялось как из близлежащих городов (таких, как Каинск, Колывань, Томск), так и из более отдаленных (Тобольск, Барнаул), а также из европейской части России – Житомира, Харькова, местечек Могилевской, Витебской губерний.

Евреи занимались торговлей обувью, кожевенными товарами, готовым платьем, хлеботорговлей: «Практически все арендаторы торговых помещений осуществляли крупные торговые операции, о чем свидетельствуют размеры помещений и суммы аренды»

.

Старые бараки, построенные еще до образования города Новониколаевска (позже Новосибирск).

Такими бараками были застроены поселки Гусевка и Александровский, где проживали первые рабочие, занятые на строительстве моста через Обь около устья реки Каменки, на Западно-Сибирской железной дороге.

ДОМА СОБРАНИЯ В НОВОЙ СИБИРИ

Синагога на иврите – «бейт кнессет», то есть «дом собрания». Первоначально евреи Новониколаевска на молитву приходили в частные дома: собирался миньян, постепенно тот или иной дом становился молельным.

История новосибирских синагог недостаточно изучена, но достаточно печальна. Доподлинно известно, что в обретении евреями Новониколаевска собственного Дома собрания важную роль сыграл Зейлих Иосифович Шамовский, приехавший сюда в годы строительства железной дороги и постепенно ставший заметной фигурой в экономической и общественной жизни нового города.

Шамовский был томским купцом I гильдии, неплохо заработавшим на подрядах при строительстве Транссиба. После окончания строительства он остался жить в Новониколаевском поселке, по достоинству оценив его географическое положение. Зейлих занялся переработкой кож – в районе речки Вторая Ельцовка построил кожевенный завод. Быстрый рост населения Новониколаевска делал прибыльным строительство жилых домов и сдачу их внаем – несколько доходных домов имел и Шамовский.

В начале ХХ века двухэтажные дома в Новониколаевске были большой редкостью. В мае 1905 года Шамовский направил в городскую управу заявление с просьбой разрешить ему строительство в центральной части города на участке по Семипалатинской улице двухэтажного дома на каменном фундаменте. Управа строительство разрешила, размеры дома были определены: вдоль по улице – девять саженей один аршин, вглубь – пять саженей два аршина.

По архивным данным, собранным Валентином Стариковым – преподавателем истории Сибирского кадетского корпуса (к несчастью, совсем недавно Валентин Константинович ушел из жизни), 30 января 1909 года в строительное отделение Томского губернского управления поступил проект устройства синагоги в городе Новониколаевске. Она должна была разместиться в доме Шамовского.

Первоначальный проект перепланировки этого дома, предоставленный в губернское строительное управление по ходатайству Новониколаевского еврейского общества раввином Мариинска Абрамом Аксельрудом, был отвергнут (причиной отказа послужили некоторые технические ошибки). 24 февраля 1909 года другой уполномоченный общества – Григорий Рафаилович Бейлин представил в губернское строительное управление исправленный проект, который был одобрен.

После проведения не слишком значительных ремонтных работ (устройство дополнительных входов, небольшая внутренняя перепланировка и т. д.) в том же 1909 году синагога была открыта.

Действовала новосибирская синагога 20 лет. В год «великого перелома» ее решили закрыть. Сохранилось письмо женщин-работниц в крайисполком с требованием передать под детский сад следующие здания: молитвенный дом старообрядцев по адресу Семипалатинская, дом 6, и синагогу, расположенную рядом: Семипалатинская, дом 7.

Валентин Стариков с грустью констатировал:

– 21 февраля 1930 года горсовет принял решение о закрытии синагоги. Мотивировалось это ссылкой на акт технической комиссии, из которого следовало, что «зданию грозит обвал». Вряд ли эту причину можно принимать всерьез – ведь строению было всего 25 лет. Здание синагоги не сохранилось. Скорее всего, оно было разобрано в конце 1930-х годов при строительстве дома для железнодорожников по улице Урицкого, 35.

Валентин Константинович серьезно изучал историю зданий новосибирских синагог и близко к сердцу принимал современное состояние этого вопроса. Он возмущался:

– У новосибирских иудеев нет своего храма. В городе, который даже стыдливой официальной статистикой считается третьим в стране по количеству евреев, нет синагоги. Когда-то их было две, стояли друг против друга через проспект Димитрова – одна в Железнодорожном, другая в Центральном районах (речь идет о синагоге в доме Шамовского и молельном доме по ул. Ленина. – Ред.).Так было вплоть до 1930-х годов. А дальше дело ясное: когда полетели кресты с маковок православных церквей, тогда же и евреи были лишены своего храма. Спустя 60 с лишком лет храмы верующим возвращаются. По этому поводу есть даже специальный указ президента. Исполняя букву этого указа, следовало бы вернуть общине ее достояние. Только как вернешь, если одно здание давным-давно разрушено, а другое, в аварийном состоянии, оказалось на территории вновь отстроенного кукольного театра и подлежало сносу?.. Мэр руками развел: не можем вернуть вам ваш храм. Но можем выделить другое здание. Соглашайтесь. Община согласилась…

Валентин Стариков очень радовался, когда у будущей синагоги появился новый адрес. К сожалению, окончания возведения новосибирского храма он не дождался…

То, что синагог в старом Новониколаевске и новом Новосибирске было несколько, подтвердили и старожилы города, поделившиеся своими воспоминаниями. Они рассказывали о старой синагоге на улице Семипалатинской (Урицкого) и о новых, советской поры, «домах собрания» иудеев Новосибирска.

Одна из жительниц города – Любовь Матвеевна Слозберг, родившаяся в Новониколаевске в 1916 году и помнящая еврейскую жизнь тех далеких лет, рассказала:

– Я помню здание синагоги – нас туда водили с ранних лет. Папа и его брат были очень религиозными людьми. Каждую пятницу и субботу папа надевал талис и молился. Нас, правда, никто молиться не заставлял, но и не запрещали: хотите – пожалуйста! Честно говоря, мы сами любили молиться вместе со взрослыми. Это было так красиво и торжественно!.. Помню, сначала мы шли мимо длинного деревянного забора, потом поднимались по деревянной лестнице. Здание синагоги было деревянное, двухэтажное. Поднимешься по лестнице до середины – направо дверь, вход на женскую половину синагоги. Внизу – мужская половина, очень красивая. Вытянутый, какой-то продолговатый зал, слева и справа большие окна. Скамейки с резными спинками, из хорошего дерева, очень удобные. В центре зала – бима, покрытая большой красивой бархатной накидкой. Торы. Дети были везде, бегали по всей синагоге, их никогда не ругали. Ведь синагога была такая большая и просторная – места хватало всем. Конечно, далеко не все из того, что читалось в синагоге, я понимала, но осталось ощущение особой красоты всего, что здесь происходит.

Говоря о начале 1940-х годов, старожилы вспоминают синагогу на улице Ленина в ветхом деревянном доме – там же, где жил раввин. Софья Павловна Буторина рассказывает о бабушке Пелте Иосифовне и дедушке Соломоне Натановиче по фамилии Сирота:

– Жила бабушка у своей старшей дочери. Помню, ходили вместе с ней в синагогу – то курицу зарезать надо, то еще по каким-то делам. Синагога была на улице Ленина, недалеко от Комсомольского проспекта, – такой небольшой деревянный домик во дворе. Помню темно-бордовые шторы на окнах, свечи и биму с Торой…

«Патриарх» новосибирской общины Моник Гершевич Пясковский родом из Польши, из Калушина. В Новосибирске – с конца 1941 года. Несмотря на то что ему пошел 92-й год[1], память у него отменная:

Во время войны синагога все еще находилась на улице Ленина, ближе к вокзалу. Раввина уже не было. Кто старше всех, тот и читал. Я сначала не умел читать, но потом вспомнил, чему меня учили в хедере, начал складывать слова. Взял домой сидур, порепетировал. Теперь читаю настолько бегло, что за мной страницы не успевают перелистывать.

М. Пясковский.

В 1950–1960-х годах молельный дом переселился на улицу Ермака, в ветхое строение, где собиралось немногим более десяти евреев. Ни раввина, ни кантора, ни резника не было.

Моник Пясковский с неподражаемым польским акцентом, от которого он не избавился за 65 лет сибирской жизни, рассказывает:

– Возле Чкаловского авиационного завода в частном деревянном доме жил один еврей. Горисполком дал ему две квартиры, а дом этот он отдал под синагогу. Было там две или три комнаты, небольшой дворик. Специально приспособили печь во дворе, длинный стол, женщины стояли и раскатывали мацу, подавали печнику. Синагога там существовала лет 15, в то время председателем общины был Мендель Цавкович Щитницкий. Он и меня втянул, сказал: «Моник, давай приходи!» Потом синагоги не стало. У меня было три Сейфер Торы, мы ходили с Щитницким – он нас по квартирам таскал…

Менделя Щитницкого вспоминают как очень светлого человека – именно он в отсутствие синагоги собирал евреев Новосибирска для молитвы. Вспоминают, как Щитницкий приходил с Торой в рюкзаке, доставал ее, начинал читать, и… любая квартира превращалась в синагогу!

О Менделе Цавковиче, единственном человеке, с которым в послевоенном Новосибирске Пясковский мог поговорить на идише, он вспоминает так:

– Святой был. Многих, кого видел, к себе брал. Очень много сделал. Фактически это он подписал письмо о вступлении в Хабад, в Федерацию. И они прислали нам раввина…

Более поздние времена помнит и нынешний председатель общины Семен Владимирович Ошеров, сменивший на этом посту Менделя Щитницкого, ушедшего из жизни в апреле 2001 года. Ошерова в общину тоже привел Мендель Цавкович:

– Я сразу отметил доброе, умное еврейское лицо, – вспоминает Семен Владимирович. – Он пригласил меня в синагогу: «Приходите, там вы обязательно найдете друзей!» И я пришел. Синагога тогда была на Коммунистической (вот ведь парадокс!). Увидел многих, кого знал по работе, с кем жил неподалеку. И почувствовал себя евреем, почувствовал, что мои родители правильно меня воспитали: праздники все наши помню, идиш знаю……»

полностью статью см.    https://lechaim.ru/ARHIV/187/region.htm

Добавить комментарий